​Из истории моды. Как ботинки Dr. Martesn’s стали культовыми

Самый узнаваемый обувной бренд Dr. Marten’s недавно отметил свое шестидесятилетие. У кожаных берцев богатая история. Простота дизайна, универсальность и высокое качество материалов объясняют громадную армию поклонников стильных ботинок. Ошибочное мнение об исключительной популярности «мартинсов» у подростковой аудитории и представителей субкультур отвергают модницы всего мира. Они носят с грубыми ботинками юбки и платья, джинсы и брюки, создавая женственные образы.

Легендарная модель, известная под номером 1460, прочно поселилась в гардеробе многих знаменитостей – Кайи Гербер и Джиджи Хадид, Кендалл Дженнер и Эмили Ратажковски. Им удается дополнять ботинками с толстой резиновой подошвой кожаные брюки и военные парки, удлиненные блейзеры и джинсовые ансамбли. В пару к грубой обуви девушки надевают смелое мини и капроновые носки, удлиненные шорты и классические костюмы, комплектуя гармоничные аутфиты.

Как рождалась современная классика

Идея с ботинками из мягкой кожи пришла в голову доктору Клаусу Мартенсу в послевоенные 40-е годы. Позже он вспоминал, что просто взял в руки добротную кожу и иглу с ниткой и сделал удобную пару на толстой воздушной подошве. Ботинки должны были помочь адаптироваться доктору после операции на ноге, которую он перенес в 45-ом. Подключив к своему нехитрому бизнесу доктора Герберта Функа, Мартенс продавал удобные ботинки с хорошей ортопедической основой пожилым женщинам.

Дело спорилось. Благодаря журнальной рекламе о комфортных ботинках высокого качества узнали за Ламаншем, в далекой Англии. Семья британских обувщиков Григгс выкупила у автора лицензию на дизайн ботинок. Совместное сотрудничество завершилось созданием культовой модели Dr. Marten’s 1460. Дизайнерская разработка дополнилась рифлением подошвы, желтой строчкой, фирменной петлей на пятке и двухцветной кромкой. Через несколько лет в «мартинсах» уже выхаживала вся Европа. Дизайн постоянно модернизировался.

Преобразования ботинок для рабочего класса

Модель, которая сегодня гордится статусом классического эталона, изначально задумывалась для рабочего класса. Фабричным рабочим и почтальонам была по карману прочная пара, для покупки которой хватало 2 фунтов.

Ботинки приглянулись скинхедам, которые гордились британским стилем рабочих. С их помощью функциональная обувь стала субкультурной вещью. Своим внешним видом она противостояли витиеватому стилю модников. Мартинсы дополнялись светлыми джинсами Levi’s и белой футболкой. После скинхедов крепкие ботинки попали в поле зрения различных фигур контркультуры.

Популярность ботинок Dr. Marten’s у разных субкультур

На 70-е пришелся пик популярности мартинсов в Британии. С расколом скинхедов и модов, или «опрятных хулиганов», как называли их в ту эпоху, появились группы разных жанров. Всех их, готов, и панков, и сторонников глэм-рока связывала любовь к ботинкам Dr. Marten’s. Они стали важной составляющей их экипировки, в компании с кожанками и множеством булавок.

Мартинсы носили участники групп разного жанра, но панки превратили их в обязательную составляющую своей эстетики. Это дало всплеск международной популярности бренда. После гастрольных туров по Европе панки привезли ботинки с собой в Соединенные Штаты, обеспечивая им всемирную популярность. С 1984 года мартинсы стали продаваться в США.

Дальнейшие повороты судьбы культовых ботинок

В нулевых рок-музыка, хардкор и панк утратили популярность. Снизились и продажи ботинок. Для оживления винтажного стиля культовой модели дизайнеры разных компании предложили компании Dr. Marten’s выгодное сотрудничество. Обозначилось несколько коллабораций. Содружество с Рафом Симонсом завершилось экстремально роскошными парами с блестящей позолотой. Марка Stussy плодотворно поработала над замшевыми экземплярами.

Интерес у поклонников вызвали ботинки, созданные молодежным американским брендом Supreme с британским брендом. Не отступая от традиционного черного цвета, дизайнеры выбрали для своей коллекции еще и бордовый с бутылочно-зеленым оттенком. Верхняя часть модели выполнялась из плотной кожи с гладкой фактурой, а подошву посадили на воздушную подушку Air Wair. Легким нарушением британского дизайна стала и вышивка в виде сердца, пронзенного мечом.

Засветился в коллаборации с британским брендом и Гоша Рубчинский, представив ценителям эстетики черные лакированные броги, дерби из добротной матовой кожи и лоферы. Не обошел вниманием популярные ботинки и Вирджил Абло. Талантливый дизайнер марки Off-White преобразил силуэт ботинок и дополнил их интересными элементами: разрезами на щиколотке, электрической подошвой и полосатой вставкой на язычке.

Историческая идентичность каждой новой пары

Новый владелец Dr. Marten’s преданно хранит ДНК бренда и поддерживает его репутацию и имидж. В дизайнерских разработках используются исторические отсылки. Популярность ботинок вышла на иной уровень. Ботинки – обязательная составляющая гардероба звезд, икон стиля и модных блогеров планеты.

Ботинки больше не культовая обувь представителей бунтарской молодежи. Скинхеды и панки ушли в историю. Их сменил хип-хоп. А мартинсам уготована долгая жизнь на модной сцене вне зависимости от того, какому музыкальному жанру будет поклоняться молодежь.